Версия для слабовидящих
RU | ENG
Государственное бюджетное учреждение ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
“ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ И.С.ШЕМАНОВСКОГО”


вт-чт 10:00 - 19:30, пт 12:00 - 20:00
сб-вс 11:00 - 18:00, пн выходной

Виртуальные выставки
Поделиться:

Столица и поселки Ямала в живописи Владимира Игловикова

Общий вид выставки


В 2006 году в фонды музея поступило 65 работ тобольского художника Владимира Игловикова, написанные им в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Работы эти почти не выставлялись и неизвестны зрителю. Представленные пейзажи рассказывают о четырех населенных пунктах Ямала – Салехарде, Салемале, Новом Порте, Аксарке. На картонах и холстах Владимира Игловикова изображены территории города и поселков, которые из-за активного строительства в XXI веке сильно изменились. На выставке так же представлены работы, написанные Игловиковым не в самих поселках, а в их ближайших окрестностях – живописные пейзажи окружающей бескрайней тундры, простирающейся на многие километры. Архитектурная история  поселка и красота окрестной природы удивительным образом переплетаются в работах художника.

Красота и суровость природы ямальского Севера, жизнь человека в этих местах всегда привлекали художников. Писали родной край живописцы из числа коренных жителей Ямала и художники, прожившие на Ямале большой отрезок своей жизни. В создании образа округа всегда была и остается до сих пор важной роль мастеров из других мест, посещавших Ямал во время творческих командировок. Именно им выпадала и выпадает честь увидеть край «свежим» взглядом и воплотить его образ при помощи индивидуального творческого подхода.

На Оби. Старый поселок под Аксаркой.1988год.

На Оби. Старый поселок под Аксаркой.1988год.

Владимир Игловиков работал в реалистической манере, которая позволяет достаточно точно воспроизвести образ места – города или поселка – и найти соответствие между изображением почти 30-летней давности и сегодняшним днем. Живопись художника питается непосредственными впечатлениями от окружающего мира. Где бы ни был, он создает целые серии проникновенных пейзажей. Единственная работа мастера, изображающая мемориальный обелиск в парке Победы Салехарда, атрибутируется точно, одновременно рассказывая об изменившемся памятном месте (изменилась застройка вокруг, на дальнем плане дополнен памятными знаками сам парк). Реалистический способ изображения позволил Владимиру Игловикову столь же точно отобразить и другие места.

 Салехард.Обелиск. 1988 год. Картон, масло.

Салехард.Обелиск. 1988 год. Картон, масло.

Среди узнаваемых мест – Парк Победы с мемориальным обелиском и Вечным огнем, расположенный между улицами Республики и Мира, рядом со зданием окружного краеведческого музея. Изображенный обелиск был установлен в 1975 году и в неизменном виде просуществовал до 1995 года. В том же году была проведена его реконструкция, однако часть памятника существует по настоящее время. Возле обелиска видно знание, в котором с середины 1960-х годов до 2002 года располагался окружной музей. Эта работа являет собой точное соответствие подписи и определенного места. На выставке она представлена рядом с современной фотографией Парка Победы для того, чтобы продемонстрировать возможность атрибуции пейзажей.

На работах изображен деревянный Салехард того времени, представленный однообразными одноэтажными и двухэтажными домами. За домами – бескрайние просторы лесотундры. Зима, длящаяся в городе на полярном круге большую часть года, величественна в своей холодной красоте. Пейзажи Владимира Игловикова, написанные в спокойных, пастельных тонах, являются отражением опоэтизированной реальности и излучают безграничный покой.

Салехард зимой. У Шайтанки. 1988год. ДВП, масло

Салехард зимой. У Шайтанки. 1988год. ДВП, масло

На картинах изображены узнаваемые места – храм святых апостолов Петра и Павла, окружной дом культуры народов Севера, окружной музей, а также окраины города, ныне до неузнаваемости застроенные. В работах Владимира Игловикова город Салехард соответствует своему облику конца 1980-х годов, городу – до градостроительного бума середины 1990-х годов, практически полностью изменившего его.

В Салехарде. 1988 год. Холст, масло.

В Салехарде. 1988 год. Холст, масло.

Сегодня город Салехард – столица самого крупного в мире газодобывающего района – Ямало-Ненецкого автономного округа. Единственный на планете город, расположенный на широте Северного полярного круга.

Салехард. Зима. 1988 год. Холст, масло

Салехард. Зима. 1988 год. Холст, масло

Поселок Салемал – самый южный населенный пункт Ямальского района, находится на развилке Оби. Название села в переводе с ненецкого языка означает «конец мыса». Действительно, Салемал расположен на красивой  горе, которую с трех сторон  окружает своеобразная растительность лесотундры. В 1950–1980-х годах поселок застраивался, появилось множество социальных объектов, таких, как школа, столовая, больница, пекарня. Поселок рос по численности населения, строились новые дома.

Весна. Салемал. 1988 год. ДВП, масло

Весна. Салемал. 1988 год. ДВП, масло

У пирса. Весна. Салемал. 1988 год. ДВП, масло.

У пирса. Весна. Салемал. 1988 год. ДВП, масло.

Поселок Новый Порт был основан в 1920 году отрядом гидрографов, как пункт товарообмена экспедиций моряков и сибирских речников. В 1931 году здесь был образован Новопортовский рыбный промысел, тогда же построен рыбоконсервный завод и сезонная плавучая фабрика. Вокруг рыбозавода, самого крупного на Ямале, со временем образовался большой посёлок.

Весна. Новый Порт. 1989 год. Холст, масло.

Весна. Новый Порт. 1989 год. Холст, масло.

Склады. Новый Порт. 1989 год. Картон, масло

Склады. Новый Порт. 1989 год. Картон, масло

В середине ХХ столетия в поселке Новый Порт было создано уникальное по своей протяженности вечномерзлотное рыбохранилище. В самом начале 1980-х государство предприняло шаги к обустройству Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Газовики заложили вахтовый посёлок. С приходом нефтяников в Новопортовскую тундру жизнь в рыбацком селе заметно оживилась. Вплоть до 1980-х годов северные посёлки продолжают расти и застраиваться. Однако их архитектурный облик был почти неизменным до середины 1990-х годов.

Характерный, вытянутый в горизонталь формат, панорамный охват изображаемого пейзажа – отличительные черты работ художника. Интересно, что некогда свои крупные работы (иногда более чем двухметровой длины) он писал с натуры, как импрессионисты.

Новый дом в поселке Новый Порт. Картон, масло

Новый дом в поселке Новый Порт. Картон, масло

Село Аксарка является административным центром Приуральского района. В 1900 году торговый дом «Михаил Плотников и сыновья» открыл на месте будущего села Аксарковское отделение консервной фабрики. В 1930-1932 годах в Аксарку прибыли ссыльные с южного и среднего Урала, и отделение стало селом. Историческим центром села является холм, где были вырыты первые землянки – и с тех пор этот холм так и называется – Старая Аксарка. В 1940 году поселок Аксарка стал административным центром Приуральского района. Основным предприятием еще долгое время был рыбозавод.

Осень. Поселок Аксарка.1988 год

Осень. Поселок Аксарка.1988 год

Экспозиция помогает лучше узнать историю родного края, восстановить хронологию развития и застройки поселков, а также знакомит посетителей с творчеством В. Г. Игловикова, его художественным методом, позволяющим зрителю узнать места, изображенные на картинах, и предоставляет возможность сопоставить живописный образ места с реальным, сохраненным в памяти.

Приуралье. Поселок Аксарка.1999 год. Холст, масло

Приуралье. Поселок Аксарка.1999 год. Холст, масло

Многие свои работы Владимир Игловиков написал в поселках Салемал, Аксарка, Новый Порт в 1980-е годы, изображая небольшие и покосившиеся деревянные дома, деревянные мостовые. В его работах нашли отражение и панорамные виды окраин, где на том же месте, что и столетия назад, стоят чумы коренных жителей этих мест – ненцев.

Выставка дает возможность познакомиться с творчеством тобольского мастера и с образами, созданными им, принять активное участие в музейной работе по атрибуции предметов для того, чтобы в дальнейшем эти работы смогли полнее рассказать новым поколениям о красоте Ямала и его истории. Музей приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных жителей округа, реальных и виртуальных посетителей выставки, атрибутировать представленные на выставке пейзажи, уточнив их местонахождение на современной карте столицы округа и поселков.

Общий вид выставки. На Оби. Мыс (поселок Салемал). 1988 год. Картон, масло

Общий вид выставки. На Оби. Мыс (поселок Салемал). 1988 год. Картон, масло