Версия для слабовидящих
RU | ENG
Государственное бюджетное учреждение ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
“ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ И.С.ШЕМАНОВСКОГО”

Режим / график работы:
вт-чт 10:00 - 19:30, пт 12:00 - 20:00
сб-вс 11:00 - 18:00, пн выходной

(34922) 3-05-19
mvk@dk.yanao.ru

Коллекция графики

Коллекция графики

На сегодняшний день коллекция «Графика» МВК насчитывает более 900 единиц хранения. В ней представлены самые разные техники графического искусства: рисунки карандашом и тушью, акварель, линогравюры, офорты, автолитографии в работах признанных на Ямале и за его пределами художников: Г.С. Райшева, Н.М. Талигиной, Н.А. Носкович, С.И. Ковригина, С.А. Лугинина, А.А. Вахрушева. Коллекция начала формироваться в 70-е годы ХХ века, первые поступившие графические произведения иллюстрировали нефтегазовое освоение края.

Ценной частью собрания являются акварели и карандашные зарисовки ленинградского графика Н.А. Носкович, созданные ею во время поездки на Ямал в 1955 году для создания иллюстраций к ненецкому букварю. Профессиональные, демонстрирующие важное значение детали в изображении и умело обобщающие лист в целое, акварели Н.А. Носкович – важное свидетельство об особенностях традиционной культуры ненцев, запечатлённое художественным средствами.

В 1980-е гг. в фондах МВК появилась коллекция гравюр Г.С. Райшева из 58 работ. В его  листах  отражено состояние первозданной природной жизни, работы наполнены фольклорно-мифологическими образами. Человек и природа у Райшева мифологизированы и сплавлены в единую, плотную живописную материю. Художник мыслит категориями пространства, формы, цвета, его гравюры являются моделями мироздания.

«Трель дятла» Г.С. Райшев

«Трель дятла» Г.С. Райшев


В 1995 году в фонды музея были переданы работы члена Союза художников России С.И. Ковригина. Собрание его работ представляет собой цикл офортов по тематике Крайнего Севера. Разнообразные по замыслу они объединены единым эмоциональным настроением — ощущением размеренного и мудрого уклада жизни, складывающегося веками под воздействием суровой и величественной северной природы. Острый взгляд художника подмечает красоту в, казалось бы, незначительных, обыденных явлениях, например в латании прохудившихся сетей или в ловле рыбы.

«Хранитель времени» С.И. Ковригин

«Хранитель времени» С.И. Ковригин


Гордостью собрания являются работы члена Союза художников России, известной хантыйской художницы Н.М. Талигиной, которая принадлежит к разряду профессиональных живописцев из числа коренных народов Крайнего Севера. В ее графических рисунках  ярко переданы характер и облик хантыйского народа. Представленные работы воспевают красоту ее родного поселка Тильтим и реки Сыни, в них показано таинство свадебного обряда, сакральные действия, происходящие на священных местах, фольклорные и мифологические образы.

«Священный танец женщин» Н.М. Талигина

«Священный танец женщин» Н.М. Талигина


Невозможно обойти стороной работы талантливого ямальского художника, скульптора, резчика по кости С.А.  Лугинина. В 2006 году по случаю 100-летнего юбилея музея им была подарена серия графических рисунков «Взгляд тундры», которая состоит из шести портретов детей коренных народов. Каждый портрет —  отражение эмоций и чувств, обуревающие маленького уроженца Крайнего Севера, юного тундровика. Работы серии «Взгляд Тундры» восхищают непосредственностью, трепетностью восприятия натуры.

«Взгляд Тундры 2» С.А. Лугинин

«Взгляд Тундры 2» С.А. Лугинин


В середине 2000-х годов коллекция «Графика» впервые пополнилась работами А.А. Вахрушева. В сериях его работ «Рождение цивилизации», «Легенды Усть-Полуя» применена совокупность художественных практик, в основе которых лежит творческий эксперимент, связанный с субъективным отражением истории. Работы серии «Рождение цивилизации» изготовлены из бумаги авторского литья.

В 2011 году фондовое собрание пополнилось работами члена Союза художников, графика Е.С. Пайманова (Санкт-Петербург), которые были созданы им в 1960-е годы во время творческих командировок на Ямал. Это более 70-ти портретов людей рабочих профессий, приехавших покорять Север. Художник пользуется мягким материалом для создания рисунков – сангиной, с помощью которой хорошо передаются тона и полутона.

Украшением коллекции «Графика» стали две книги, оформленные гравюрами Н.И. Казимовой: «Пир Петра Первого» А.С. Пушкина и «Возвращение Тобольска» В.Г. Распутина.

Казимова Н.И. Офорт А.С. Пушкин Пир Петра Первого. 2003 г.

Казимова Н.И. Офорт А.С. Пушкин Пир Петра Первого. 2003 г.


.

Офорт. Казимова Н.И.Валентин Рапутин Возвращение Тобольска. Общественный благотворительный фонд Возрождение Тобольска. 2012 г.


В работах Казимовой присутствуют и глубокие познания исследователя, знатока художественной культуры и виртуозное владение ремеслом. Пространство отдельного графического листа с оттиском экслибриса и целой книги, стилистическое соответствие шрифта и иллюстраций, тональные отношения и множество ювелирных, но отнюдь не случайных частностей – всё это получает интереснейшие трактовки в творчестве Казимовой, заставляя сравнивать её работы с признанными шедеврами отечественной графики.

В 2014 году коллекция «Графика» пополнилась рисунками Члена Международного художественного фонда, якутского художника В.В. Моисеева. В основу сюжетов рисунков легли ненецкие сказки, быт чукчей и эскимосов, а также серия работ, представляющая собой авторскую трактовку герба Ямала.

Зайчики

В. Моисеев. Зайчики. Тонированная бумага, смешанная техника, 2013.


Более подробно посмотреть экспонаты коллекции  можно ЗДЕСЬ