Версия для слабовидящих
RU | ENG
Государственное бюджетное учреждение ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ И.С.ШЕМАНОВСКОГО»

история доверяет нам
history trusts us


вт-чт 10:00 - 19:30, пт 12:00 - 20:00
сб-вс 11:00 - 18:00, пн выходной

выходной

10.00-19.30

12.00-20.00

11.00-18.00

История музея
Поделиться:

ИСТОРИЯ ОКРУЖНОГО МУЗЕЯ


ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ

Иван Семёнович Шемановский (в монашестве Иринарх) — русский церковный деятель, историк, этнограф, основатель первого музея на Ямале.

Родился 28 января (10 февраля) 1873 года в семье потомственных дворян в г. Бела Соколовского уезда Седлецкой губернии (территория современной Польши).


irinarch

Рано оставшись сиротой, получил образование в Императорском Гатчинском Николаевском сиротском институте, затем, в 1892 году поступил в 5 класс Новгородской духовной семинарии, которую окончил в 1897 году.

В этом же году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонахи и наречен именем Иринарх. В 1898 году молодой священнослужитель приехал в Обдорск, как православный миссионер. С 5 марта 1898 года в сане иеромонаха он вступил в должность настоятеля Обдорской православной миссии.

За годы жизни и служения в Обдорске отец Иринарх опубликовал более 50 статей в журнале «Православный благовестник», повествующих об условиях работы в Обдорской миссии, об инородцах Тобольского Севера и многом другом.


88

С именем Иринарха связано основание в Обдорске инородческого пансиона и миссионерской школы, открытие библиотеки и краеведческого музея. Им было создано Обдорское миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца, патронировавшее все вышеупомянутые учреждения. Кроме того, он добился выделения средств на организацию в Обдорске женской миссионерской общины, одним из первых занялся огородничеством и выращиванием овощей в северных широтах.

Отец Иринарх составил «Хронологический обзор событий в Березовском крае 1032—1910 гг.», издал две книги — «История Обдорской духовной миссии 1854—1904 гг.» и «Каталог книг церковной миссионерской библиотеки Обдорского миссионерского братства во имя святого Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца».

В 1905 году отец Иринарх был возведен в сан игумена.

В 1910 году он покинул Обдорск в связи с назначением на должность Тверского Епархиального миссионера-проповедника.

В 1912 году игумен Иринарх уезжает в Корею, где возглавляет в сане архимандрита Сеульскую православную миссию.

В мае 1912 года архимандриту Иринарху пожалованы знаки ордена Св. Анны III степени.

С 10-12 сентября 1914 года он временно исполнял обязанности заведующего Владивостокской церковно-учительской школой.

С августа 1915 года архимандрит Иринарх исполнял обязанности настоятеля Иссык-Кульского Свято-Троицкого мужского монастыря в Туркестане.

В 1918 году священник Иринарх вступил в партию большевиков. В номере 38 газеты «Голос пролетариата», печатного органа Пржевальского Угоркома РКП(б) И.С. Шемановский поместил свой отказ от священного сана, в связи с чем был официально лишен этого сана русской православной церковью.

В декабре 1918 года И.С. Шемановский избран организацией РКП(б) г. Верный (Алма-Ата) в редакционный коллектив вестника Трудового Народа Семиреченской области.

В марте 1919 года освобожден от этой должности и переехал в коммуну «Новая эра», Пржевальского уезда. Здесь он работал секретарем, организатором дошкольного и внешкольного воспитания и обучения детей коммунаров.

В августе 1919 года он переехал в Пржевальск и до 26 ноября 1919 года работал ответственным редактором городской партийной газеты «Голос пролетариата».

Работал также ответственным агитатором Просветительно — культурного коллектива. Затем служил писцом и заведовал Информационно-инструкторским подотделом уездного Ревкома. Был выбран городским правозаступником и членом комиссии при городском партийном комитете по устройству лекций и информированию граждан в области политической, социальной, экономической и пр.

После увольнения по собственному желанию от исполнения обязанностей зав. Информационным отделом при Уревкоме, был зачислен в Пржевальский Военкомат на должность заведующего Агитационно-Просветительным отделом.

После 1920 года достоверных сведений о его дальнейшей судьбе пока нет.


Книга  "И.С. Шемановский: Избранные труды" (Составитель Л.Ф. Липатова)


Краткая история музея

В 1906 году в с. Обдорск (ныне г. Салехард) было создано «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера», впоследствии Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей, с 2002 г. — Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского.

За сто с лишним лет существования музей претерпел множество событий — он горел (1908 г.), замерзал (1941-1945 гг), приходил в запустение (30-е годы), переезжал в другие здания (1961, 1974, 2002 гг), он наращивал фонды и иногда терял экспонаты, во главе его сменилось более 20 директоров. Но за свою длинную жизнь он сохранил главное — как и век назад, музей остался культурным явлением в масштабах города и всего региона.

В его истории — при всем разнообразии событий — хорошо прослеживаются четыре основных периода: 1906 — 20-е годы; 30-е годы — 1961; 1961 — 2002; с 2002 до сего дня.
1906 — 20-е годы. Создание и ранняя история музея

Основные черты этого периода — высокая духовность, глубокий интерес к жизни и культуре аборигенного населения, просветительство. Музей в это время несет на себе очевидный отпечаток личности основателя — отца Иринарха, в миру Ивана Семеновича Шемановского.

Отец Иринарх приехал в волостное село Обдорск Березовского уезда в 1897 году в качестве настоятеля Обдорской православной миссии с целью «улучшения постановки миссионерского дела» и прожил в нем до 1910 года, оставив по себе долгую и добрую память.

Отец Иринарх полагал, что достичь успехов в миссионерском деле можно только путем благотворительности и установления доверительных контактов с местным населением. Для этого в 1904 году им при Обдорской миссии было создано Братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца, а при нем — библиотека, в которой к 1910 году было уже 5000 томов, и музей – «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера», в котором к 1909 году было собрано около 250 экспонатов.

Библиотека и музей разместились в бывшем доме купца В.А. Оленева, завещавшего часть своих построек Обдорской миссии. И в дальнейшем пожертвования горожан давали возможность музею и библиотеке существовать и пополнять свои фонды, заниматься просвещением и краеведением, принимать ученых и путешественников.

За первые десять лет существования библиотеки и музея их посетили такие исследователи, как финский ученый К.Ф. Карьялайнен — автор трудов по религии обских угров; антрополог С.И. Руденко, путешественник и писатель К.Д. Носилов, геолог О.О. Баклунд, исследователь Ямала, профессор Московского университета Б.М. Житков.

Подаренное Б.М. Житковым музею чучело белого медвежонка до сих пор хранится в фондах МВК. После отъезда о. Иринарха в Тверь в 1910 г. Братство пригласило обдорянина П.А. Первова, который стал консерватором, а фактически, первым светским директором музея. Он приводил в порядок фонды, давал возможность горожанам и приезжим не только осматривать экспонаты, но и работать с ними. Вход в музей в то время был бесплатным, как и работа самого консерватора.

В середине 20-х годов в Обдорске при музее действует краеведческий кружок. Его участники, среди которых политссыльный Д.Д. Редриков, имевший открытый лист на право производства археологических работ и отсылавший свои отчеты в Кунсткамеру, собирают древние артефакты, обследуют памятники, расположенные в черте города и за его пределами, обсуждают проблемы происхождения местных археологических культур. Но это последний мощный всплеск краеведческого движения, задавленного вскоре машиной ГУЛАГа.
30-е годы — 1961 г.

Период не самый лучший в истории музея. Его можно определить как выживание на краю возможностей. В 30-е — 40-е годы в музее работают люди, плохо понимающие музейную специфику, экспонаты хранятся небрежно, многие утеряны. В помещении музея зимой стоит минусовая температура.

Даже такое значимое для города событие, как раскопки на городище Усть-Полуй в 1935-36 гг., проходит мимо музея, а коллекции вывозятся в Ленинград, в Кунсткамеру. И тем не менее, в 1951 г. в Доме Культуры Народов Севера музеем были организованы две стационарные выставки: «Местная промышленность за 20 лет» и «Культура народов Ямала — национальная по форме и социалистическая по содержанию».

В 1961 году музей переехал в новое здание, началось строительство постоянной экспозиции.
1961-2002 гг.

Период неуклонного, поступательного развития Ямало-Ненецкого окружного краеведческого музея. В 1962 г. создана, пожалуй, первая постоянная экспозиция, в которой были отдел природы, дореволюционной истории, советского периода.

В 1974 г. музей вновь переезжает — в здание, расположенное на улице Титова, в котором и находится до 2002 г.

Экспозиции и выставки сменяют друг друга, соответствуя потребностям Ямало-Ненецкого округа и его столицы. Сотрудники музея проводят экскурсии по музею и городу, выезжают в командировки и экспедиции с целью пополнения фондовых коллекций.

К 1995 г. в фондах ЯНОКМ хранится уже около 30 000 экспонатов, Сотрудники музея участвуют во всероссийских и международных выставках (1991 г. — выставка в Торонто (Канада); 1997 — Бонн (Германия); 1995, 1997 — I и II музейные Биеннале в г. Красноярске) и конференциях, издают сборники статей, альбомы, буклеты и каталоги.

В 1996 г. музею было присвоено имя его основателя — И.С. Шемановского.
С 2002 г. по сегодняшний день

По инициативе губернатора ЯНАО Ю.В. Неелова в 2002 г. было создано новое учреждение — Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. В нем объединились две до того самостоятельные структуры: ГУ «Выставочный центр» и ГУ «Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей им. И.С.Шемановского».

Целью объединения было создание учреждения культуры нового типа, отвечающего потребностям современного развития Ямало-Ненецкого автономного округа. МВК включает в себя музей с фондохранилищами и экспозиционными площадями, научную библиотеку, архив, выставочный центр, центры визуальных и компьютерных технологий, филиал — музей-квартиру ненецкого писателя Л.В. Лапцуя.

Коллекции фондов МВК насчитывают более 60 тысяч палеонтологических, археологических, исторических и этнографических экспонатов, произведений современной живописи и прикладного искусства, собрания минералов и фауны севера Западной Сибири. Библиотечное собрание включает в себя более 15 тысяч книг и редких рукописных изданий. Ежегодно проводятся самые различные выставки и презентации в стенах МВК, в городах округа, в России и за рубежом, ведется активная просветительская работа.

Читать далее